?

Log in

No account? Create an account
ханбок, корея, свадьба

barthulina


Алиса в стране кимчхи

"Я повсюду иностранец, и повсюду я вроде бы свой"


Previous Entry Поделиться Next Entry
Суль-культура или почему пить в Корее – хорошо
barthulina

20110328037_1

«Выпьем с горя, где же кружка? Сердцу станет веселей», - писал Александр Сергеевич в незапамятные времена. Наверное, неспроста славянские народы славятся своим неким пристрастием к спиртному, чего только стоит одно упоминание стойкого выражения «русская водка». Но на сегодняшний день то, что русские считаются самой пьющей нацией, является скорее стереотипом – поняла я, когда увидела, как и сколько пьют в стране утренней свежести наши южнокорейские соотечественники, причем пьют далеко не с горя, но зачастую из…чувства долга. Все дело в том, что в Корее существует особая культура употребления спиртных напитков, и даже в общественном сознании нации алкоголь занимает особое положение. И тому есть свои причины, давайте попробуем понять, какие.

В разговоре с местными корейцами, практически неминуемо придется столкнуться с вопросом, который выражает заинтересованность собеседника в ваших возможностях употреблять «напитки покрепче»: « 먹어요?» (дословно: «Хорошо ли вы пьете алкоголь?», что означает вашу стойкость к алкоголю), « 마실 있어요?» («Можете ли вы пить алкоголь?» - вопрос о способности вашего организма воспринимать алкоголь, желательно в больших количествах). Особенно интерес корейцев повышается, когда они узнают, что вы приехали из страны, где пьют (ого-го!) сорокаградусную водку (потому что корейская водка соджу обычно обладает крепостью в каких-то 20 градусов). Такие вопросы всегда меня смущали, ведь не всегда было понятно, как на них отвечать. До того, как мне не стали их задавать здесь, в Корее, практически при каждой новой встрече, я ни разу не задумывалась о том, насколько мой организм стойкий к алкоголю, и даже не думала пробовать его тестировать. Сказать: «да, я хорошо пью!» – в моем подсознании звучит плохо, да и я не могу так о себе сказать. Сказать, что плохо пью – и сразу видишь, как на их лицах потухает интерес. Поэтому обычно я отвечаю вопросом на вопрос или «мычу» что-то несуразное в ответ, но собеседник, как правило, не унимается и с воодушевлением в голосе и горящими глазами говорит: «В Украине же холодно, поэтому люди пьют водку, значит, ты тоже пьешь водку! Вот это да! И что, ты пьешь и не пьянеешь?» В общем, если хотите произвести хорошее впечатление на вашего собеседника, будь-то в личных, будь-то в деловых отношениях, смело отвечайте, что вы не просто пьете водку, но делаете это с удовольствием, и при этом заявите, что, сколько бы вы ни пили – вы не пьянеете. Вы нее заметите, как ваш собеседник автоматически начнет вас уважать.

От субъективных рассуждений перейдем к фактам и статистике. В Южной Корее в 2004 году было потреблено более 3 миллиардов бутылок соджу. Кроме того, один из брендов соджу - южнокорейский Jinro, является лидером среди алкогольных брендов в мире по объёмам продаж. В 2008 году было продано 75,99 миллионов кейсов этого напитка. Более 90% продукции Jinro продаётся в Южной Корее. Доклад Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) от 3 марта 2011 года, подтвердил давние опасения относительно того, что Южная Корея является одной из наиболее пьющих стран Азии. Согласно данным ВОЗ, в Южной Корее жители старше 15 лет потребляют в среднем по 14,8 литра чистого алкоголя в год. Да что там ВОЗ, еще мой дедушка сказал мне как-то, что корейцы пьют больше всех. Воистину, Корея – страна контрастов.

ckadltmf

Но так как пьют все-таки корейцы, то не будем забывать о главных национальных достоинствах – это усердность и организованность, соответственно напрашивается справедливый вывод о том, что пьют корейцы тоже усердно и организованно – всем коллективом, ведь коллективных дух в Корее – очень важная составляющая культуры и самосознания народа. Здесь грех выделяться из коллектива – если все едят куксу, ты не должен отличаться и заказывать что-то другое, если все пьют соджу – то ты должен пить наравне со всеми. Это часть азиатской культуры – невежество показывать, что ты отличен от других, или не такой как все. Кстати, говоря о национальных достоинствах, корейская водка соджу является основным алкогольным напитком и возведена в ранг одной из местных достопримечательностей. В честь ее величества Соджу даже построили специальный музей. 

Однако все бы не было так плачевно, если б пьющие корейцы пили где-нибудь «в сторонке», а люди, которые не любят употреблять алкоголь или не могут по тем или иным причинам, спокойно бы себе не пили. Но в обществе устроено совсем иначе. Сами корейцы называют это явление « 권하는 사회» - общество, навязывающее алкоголь. Пьющие корейцы,  которых в свете существования подобной культуры подавляющее большинство, не только сами пьют, но и обязательно предлагают, если не настоятельно рекомендуют пить всему коллективу – будь-то рабочий коллектив, либо же студенческая группа, или кружок по интересам. В таких условиях непьющие люди рискуют оказаться в каком-то роде изолированными от общества.

술권하는사회_lost9251

Посиделки с поглощением неимоверного количества соджу, пива, сомек (соджу+пиво), макколи и др. «горючих» напитков называются сульджари (술자리), и обычно все далеко не ограничивается одним заведением – сульджибом. Существует понятие «иль ча» (как бы первый заход), «и ча» (второй «раунд» уже в другом месте и возможно в другой компании), «сам ча» (третий) и так далее. За одну ночь компания может сменить кучу мест и смешать все виды алкоголя – культура навязывания алкоголя есть, а вот культура самого процесса распивания с точки зрения здоровья и самочувствия – не особо. Принцип таков, что люди пьют не для настроения, по чуть-чуть, а просто много, как можно больше. Некоторые корейцы признаются, что не то, чтобы сильно любят пить, скорее пьют, потому что надо – надо для поддержания компании, надо для коммуникабельности, надо для снятия стресса. Нормальная картина – это увидеть в пятницу вечером, а иногда даже в середине рабочей недели, солидно одетого офисного работника или вполне прилично одетую студентку, которые напились и спят, лежа на асфальте, положив голову на куст, бордюр, ступеньку... Почему же так происходит? Почему на самом первом, начальном уровне изучения корейского языка после изучения алфавита и начального набора слов, одно из первых предложений, предложенных на составление нашим учебником, было предложение: «Я вчера так много выпил, что сегодня у меня болит голова» - и это здесь норма? Почему это предложение звучит как достойное оправдание из уст опоздавшего на пару профессора и вызывает у аудитории возгласы сочувствия? Почему же нельзя пить одному, надо обязательно тянуть за собой весь коллектив, всех друзей, все общество?   

술 권하는 사회

 Возьмем, к примеру, рабочий коллектив. Если пьет начальник, значит должны пить все, иначе о повышении можешь не мечтать – его получит более «сговорчивый» работник. Для этого раз в недели-две  устраивается специальное неформальное собрание, именуемое «회식», как бы наш «корпоратив», во время которого пьют все и много, во главе с начальником, который разливает направо и налево литры соджу. А если ты – приезжий из другой страны, к примеру, приехавший проходить практику в корейской компании, то специально для тебя весь корейский дружный коллектив устроит показательную приветственную пьянку, лихо и хвастовски напиваясь, мешая все виды алкоголя подряд – мол, смотри, как мы пьем! Многие такие практиканты потом с львиной долей удивления вспоминают атмосферу вечера, когда казалось, что все пытаются проверить тебя на стойкость, если же откровенно споить. Такое впечатление возникает еще и потому, что практиканту наливают по стопке, и он пьет с каждым по очереди, по кругу. В корейском застолье есть не только эта традиция, даже во время застолья сохраняется особый этикет, выражающийся в уважении к старшим и вышестоящим. Нижестоящие и младшие во время того, как выпивают стопку соджу, должны отворачиваться от стола  и, прикрывая стопку рукой, пить как бы таясь, вполоборота перед старшими. Также, дурным тоном является и то, что человек наливает сам себе. Принято наливать на весу двумя руками, при этом стопку также нужно держать двумя руками, в знак уважения.

%EB%A7%88%EC%85%94%EB%B4%90_%EA%B8%B0%EB%B6%84%EC%9D%B4_%EC%A2%8B%EC%95%84%EC%A7%84%EB%8D%B0

У каждого народа есть свои застольные традиции и устои, которые зачастую сильно отличаются. Подобное отличие есть и у наших стран. Как-то по корейскому телевидению показывали передачу про смешанные браки, в которой был сюжет про русскую женщину, которая вышла замуж за южного корейца. На встрече с семьей со стороны жениха, корейская свекровь постоянно наливала ей рюмку соджу и ставила на стол, после чего русская женщина незамедлительно ее выпивала. Тогда свекровь наливала ей еще – результат мгновенный. Несколько стопок подряд и обе женщины сидели в шоке друг от друга. По всей видимости, свекровь думала: «Почему она так много пьет?» В свою очередь жена задавалась вопросом: «Почему свекровь мне так много наливает?» А все дело в том, что в России, как и у нас, принято наливать  непосредственно перед тем, как выпить, в то время как в Корее не принято сидеть с пустыми бокалами и разговаривать. Поэтому в Корее после каждой выпитой рюмки ее снова наполняют и ведут застольные беседы уже над полной рюмкой, только спустя некоторое время выпивают ее. Такие небольшие бытовые казусы и недоразумения могут возникнуть, если не знать культуры народа, в том числе застольной.

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню»…Наша же история звучит скорее, как «каждую неделю, в пятницу вечером мы с коллективом дружно и хорошенько напиваемся, чтобы снять стресс». Вот тут появляется довольно-таки популярное и широко-используемое среди корейцев слово «стресс». Восточный человек не должен показывать, что ему хорошо, чтобы его собеседник не чувствовал себя неудобно, поэтому лучшей тактикой, достойной мудрости Конфуция, является тактика вечных жалоб с бесконечными повторами фраз «а, химдыро» («как тяжело») и «стресс мани падассо» («я получил много стресса»). И это напрямую связано с нашей историей про алкоголь и ведет нас к ответу на вопрос, почему в Корее пить – это хорошо и поощряется всем коллективом.

20086241238_173650323_737_0

Ответ лежит в глубинах психологии корейского народа. Во-первых, в обществе существует много неписанных правил, о которых нужно знать и которым нужно безоговорочно следовать во время общения, как в повседневной жизни, так и в деловом общении. Эти правила могут касаться не только содержания самой беседы, но также и жестикуляции во время разговора, мимики, не говоря уже о том, что сам корейский язык предполагает несколько степеней вежливости и массу интонаций, в зависимости от того, с кем и при каких обстоятельствах вы разговариваете. К примеру, знали ли вы, что в Корее не принято смотреть ругающему начальнику прямо в глаза? Если смотреть прямо в глаза, это воспримется как самый, что ни на есть дерзкий жест неуважения (согласитесь, что в славянской культуре подчиненный скорее будет смотреть в глаза начальнику, который говорит, что тот сделал не так, чтобы выразить свое полностью сосредоточенное внимание). Про тех, кто не соблюдает этот длинных список неписанных правил поведения в обществе, говорят «нунчи обта», что означает нетактичный человек, у которого не развито чувство, как вести себя в той или иной ситуации. В целом же большинство соблюдают эти правила, хотя зачастую сами жалуются на то, что могло бы быть все и проще в обществе. Способ все упростить и немножко стереть стену формальности существует – правильно, совместные распивания напитков покрепче. При этом накладывается фактор коллективного духа, а алкоголь – верный помощник его укрепления и создания – считают корейцы. Как же тогда связаны жалобы на жизнь и алкоголь? Если ты много пьешь, значит ты тяжело живешь и работаешь как проклятый, говоря на популярном языке, получаешь много стресса (что в принципе является объективной правдой для корейского общества), значит ты хороший, трудолюбивый человек. Логика проста: кто хорошо работает, тот хорошо ест, только в нашем случае слово «ест» заменяется на слово «пьет».

Да, люди пьют на всей Земле, пьют по-разному, кто-то пьет «по-чёрному», а кто-то бережет здоровье и не употребляет. Мне кажется, быть или не быть, пить или не пить – это личный выбор каждого взрослого человека, но влиять на выбор не пить, то есть спаивать человека, пользуясь своим авторитетом или высшим положением – это уже слишком. А когда это становится частью культуры, учитывая присущую корейской нации учтивость и послушание, а также командный дух…то это может иметь и уже имеет пагубные последствия для нации, ведь не спроста Южная Корея теперь уже может похвастаться высоким качеством хирургических операций на печень. Если подумать, что за этим стоит, и учесть то, что навязывать алкоголь – часть культуры, становится печально за весь народ. Так что, в каждом обществе, в каждом государстве есть свои проблемы – и это естественно. Неестественно – это не пробовать их решать.

Имею надежду, что подрастающее поколение корейцев изменит сложившуюся ситуацию, или государство возьмется за этот вопрос вплотную. Пока что, правительство собирает выпустить закон о запрете распивать алкоголь на территориях школ и университетов. Посмотрим, что дальше. Ну, будьмо!  



  • 1
Алина, спасибо большое! Очень интересно! :) Очень удивительна логика корейцев в отношении алкоголя, странно, что их здравохранение вообще такое допускает, не представляю какое надо иметь здоровье, чтоб вести такой образ жизни! Так можно за пару лет и в хронического алкоголика превратиться, а женский алкоголизма это вообще страшно. Надеюсь правительство Южной Кореи все же радикально займется этим вопросом, как-никак женщинам детей еще рожать. Вы держитесь там! И берегите свой организм! :)

Спасибо! :) Говорят, женщины спасут мир) Когда дело доходит до семьи, то женщины, как хранительницы очага, всячески препятсвуют такой корпоративной культуре выпивать каждые выходные. Так что, как знать, корейские женщины может и спасут Корею :) Да, здесь в Корее именно поэтому качество хирургических операций на печень хорошее. В общем так.

Предлагаю тост за отличный пост.И немедленно выпил.

Вы прям по полочкам разложили мои впечатления о Корее за 3 недели. Имхо, соджу редкостная дешёвая дрянь, а их эти пятничные корпоративчики превращаются в такой трешняк на улицах.

P.S. Оффтоп, конечно, но вы не знаете какой конкурс был на стипендию NIIED в России на магистратуру и аспирантуру (может у вас знакомые из России есть, кто по этой программе учатся)? И бывали ли люди с уровнем корейского "ну вообще никакой"? Я, конечно, могу похвастаться знанием хангыля, начальными навыками диалога (моя внешность и хорошее произношение позволяло мне даже мимикрировать под местных), но учитывая малую квоту и постепенно нарастающий интерес к языку, подпитываемый ещё бесплатными курсами в Москве, могу предположить, что нынче стать стипендиатом сложновато...

Re: Офигенно.

Дааа, у вас конечно большая конкуренция. Знакомая есть, которая прошла со второго, а то и третьего раза, но корейский у нее шел как специальность, и опыт жизни в Корее на тот момент был, то есть школа подготовки хорошая была. Точно какой конкурс был, не знаю) Но дерзайте, главное желание!

Re: Офигенно.

Понятно, спасибо большое. Попытка не пытка, как говорится. Попробуем в следующем году.

  • 1